Предусмотренное национальными проектами значительное наращивание объемов жилищного и дорожного строительства может вызвать рост загрузки мощностей по производству щебня и песка до критически высокой отметки в 82-95%.
Министерство экономического развития РФ направило в правительство проект доклада президенту о потребности экономики в стройматериалах после получения задания от Дмитрия Медведева провести анализ ресурсного потенциала строительной отрасли. От ее состояния зависит успешность реализации таких нацпроектов, как «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Жилье и городская среда».
В подготовленном Минэкономики проекте доклада отмечаются риски роста цен и появления дефицита производственных мощностей и самих строительных материалов в период реализации национальных проектов. Значительный рост спроса может вызвать критически высокий уровень загрузки мощностей по их производству, что может привести к ценовым всплескам, которые будут особенно высоки в регионах с сильно выраженным дефицитом мощностей и скачкообразным ростом потребления.
Объем потребления песка при строительстве может увеличиться на 42% в 2024 году, а уровень загрузки производственных мощностей – до 82%.
С щебнем ожидается аналогичная динамика – повышение спроса на 44% и уровня загрузки предприятий до 95%.
Исходя из этого, Минэкономики выступило с предложением рассмотреть вопрос о разработке новых карьеров для добычи стройматериалов, отмечая, что развертыванию дополнительных мощностей может помешать низкий уровень конкуренции среди добывающих компаний. Данная ситуация связана с отсутствием однообразия в порядке распределения лицензий в регионах, что создает дополнительные барьеры в этой отрасли.
В материалах Минэкономики отмечается, что в настоящее время цены на материалы различаются в разных регионах и зависят от неравномерности распределения мощностей и способности удовлетворять объем спроса. Окончательная цена для потребителя может значительно превышать цены на карьере: на щебень – более чем в 2 раза, на песок – более чем в 2,5 раза. Это объясняется транспортными расходами и наценками посредников. При этом не исключается риск дальнейшего повышения стоимости доставки, связанный, в основном, с дефицитом полувагонов.
В целях снижения рисков дефицита строительных материалов и роста на них Минэкономразвития предлагает также провести проработку единого порядка распределения лицензий на месторождения и обсудить возможные способы увеличения объема поставок грузов с помощью железнодорожного транспорта в регионы, в которых прогнозируется дефицит материалов. Свои подготовленные предложения ведомство представит после 20 мая.