Владение асфальтобетонным заводом (АБЗ) — это не только экономически выгодное вложение финансовых ресурсов, но и значительные материальные затраты на его содержание и обеспечение работоспособности. Покупка такого предприятия потребует от коммерческой или государственной организации значительных материальных издержек. Поэтому нужно четко понимать, что «возврат» денежных средств, затраченных на приобретение АБЗ (его окупаемость) потребует некоторого периода времени. А, следовательно:
на первое место при выборе оборудования АБЗ выходят оптимальные (экономичные) затраты на его обслуживание, эксплуатацию и ремонт.
Научная мысль не стоит на месте и производственное оборудование, которое было куплено лет 10-15 назад, уже не способно обеспечить современные требования по качеству продукции, по объемам производства, по внедрению новых видов асфальтобетонных смесей (литых асфальтов, ЩМА, и т.д.)
Покупая новое оборудование нужно иметь в виду, что модернизация существующего производства не всегда технически возможна и не всегда может привести к желаемому результату. Поэтому лучше приобрести оборудование, рассчитанное на меньший эксплуатационный период, но при этом имеющее возможность модернизации. В этом случае можно будет следовать за новыми технологиями, повышающими качество асфальтобетона, которые сейчас появляются с периодичностью раз 5-6 лет.
Технологии укладки асфальтобетона постоянно совершенствуются, растет производительность и качество, повышается уровень автоматизации дорожно-строительных работ. Новая дорожная техника по своей стоимости соизмерима со стоимостью новой асфальтосмесительной установки, а в некоторых случаях и превосходит ее. Поэтому производительность асфальтобетонного завода должна быть как минимум сопоставима с производительностью парка дорожно-строительной техники, потребляющего выпускаемую АБС.
Исходя из технологических и технических условий нужно выбирать АБЗ, оборудование которого обладает возможностью модернизации, а мощность – сопоставима с производительностью дорожно-строительной техники.
Кризис 2008-2009 годов, безусловно, повлиял и на развитие асфальтобетонной отрасли. Объемы производства, конечно, снизились, но как и прежде основные заказчики — это федеральные органы власти, а также региональный и муниципальный бюджет. Они в основном определяют объемы выполняемых дорожных работ, исходя из утвержденных ими статей расходов. Доля же коммерческого (частного) заказчика продукции АБЗ относительно невысока. Следовательно, для успешной конкуренции на рынке муниципальных заказов будет необходима качественная продукция по наиболее низкой цене. Это основное условие практически всех тендеров.
Сегодня можно встретить публикации, которые доказывают эффективность использования АБЗ малой и сверхмалой производительности (до 50 т/час). Мол, только они помогут дорожникам без проблем выйти из кризиса, что относительно невысокая цена этого оборудования – его главное достоинство. Но будет ли у такого завода перспектива? Спад потребления не вечен, и он уже начинает расти. А поэтому производители асфальта, купившие малопроизводительное оборудование рискуют попасть в кризисную ситуацию другого рода – увеличение спроса потребует увеличения объемов производства, т.е. нужно будет приобретать новое оборудование. А это значит – снова новые затраты. Поэтому к выбору такого вида оборудования нужно подходить с определенной осторожностью, взвесив все «за» и «против».
Учитывая состояние российского рынка асфальтобетона, выбор АБЗ должен склонятся в сторону оборудования, способного обеспечить существующие стандарты качества продукции по наиболее низкой цене – т.е. имеющего минимальный объем затрат на обслуживание, эксплуатацию и ремонт.